Тюменская областная нотариальная палата

Официальный сайт
625000, г. Тюмень, Ул. Софьи Ковалевской, 4 помещение 8.
тел./факс: (3452) 277-280, 277-500, e-mail: tonp@tonp72.ru
Схема проезда
Версия для слабовидящих

новости

Зачем истребителю спонсоры?

Время от времени дома у меня — или на работе — звонит телефон, и в телефонной трубке возникает чрезвычайно энергичный, басовито-раскатистый, с хрипотцой голос: «Вера Дмитр-р-риевна?!»… Вообще-то, Вера — не моё имя, но я откликаюсь охотно. Не хочется мне спорить с Моисеем Исааковичем…

300 граммов водки за отличную стрельбу

Моисей Исаакович Ефремович — легендарный лётчик-истребитель. В годы Великой Отечественной войны в одиночку летал в глубокий тыл врага — 708 часов полёта на высоте до 9 тысяч метров. Бомбил важнейшие военные объекты. Бомбил на Украине, в Белоруссии в Румынии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Германии…

Боевые друзья по «ночной дальнебомбардировочной авиации» дружно звали его асом: из 20 снарядов — 20 в цель!

К слову, именно они нанесли первый бомбовый удар по Будапешту. Бомбили крепость, замковый дворец, построенный в XVI веке — по разведданным, там в то время находилось фашистское командование. Затем наносили бомбовые удары по концлагерю, в котором содержались генералы европейских армий, были там и наши лётчики.

В числе многочисленных наград Моисея Исааковича — медаль «За взятие Будапешта». А он рассказывает: «Когда, отбомбившись, вернулись на базу, нам зачитали радиограмму: за успешное выполнение боевого задания выдать по 300 граммов водки дополнительно!» В телефонной трубке — долгий, с хриплым кашлем, смех…

О важности выполняемых ими заданий говорит тот факт, что подчинялись они только Ставке Верховного Главнокомандования. Ну, а за такие «привилегии» с них и спрашивали. И за штурм Кёнигсберга, и за штурм Берлина (бомбили аэродром, морской порт, железнодорожный вокзал, военные базы). Прорыв обороны Берлина пришёлся на 4 часа утра…

Последний ночной вылет был 5 мая 1945 года: военно-морская база Свинемюнде. Больше не летали. Капитуляция! Но домой отпустили лишь в 1946-м…

Вместо 33 суток дали отпуска 50 суток — за отличную стрельбу.

Награда от Мао Цзэдуна

Моисей Исаакович — человек, окутанный тайной и легендой. Если бы он не был ограничен в средствах, возможно, я неделями не клала бы телефонную трубку. А так — фрагментами.

После отпуска он «случайно» попал в Китай, где пробыл 8 лет. Награждён двумя правительственными наградами «от товарища Мао Цзэдуна». Когда наши войска вывели из Китая, он был единственным офицером, кто подписывал государственный акт о передаче военного участка китайцам…

Вскоре он уехал в Союз. Окончил вечернюю школу при Доме офицеров на Дальнем Востоке. Поступил на правовое отделение университета во Владивостоке, окончил с отличием. Демобилизовался в 1961 году. Работал на военной фабрике. Потом адвокатом. В 1990-м так же «случайно» попал в Тюменскую область, в Упоровский район, открыл там нотариальную контору и проработал в ней 10 лет.

А заодно написал документальную книгу. То, о чём хриплым голосом повествует мне трубка, — эпизоды, описанные в книге. Называется она — «Они боролись с фашизмом. Люди из легенды». Вышла в Тюмени, в издательстве «Истина», в 2011 году. Даже презентация книжки прошла — в гостинице «Тура».

Герои книги Ефремовича — такие же легендарные личности, как и он сам.

Одна из героинь — не слишком широкому кругу известная советская разведчица Александра Михайловна Галенкова. Галенкова — дочь авиационного полка, а в полк этот её привёз в 1939 году сам Карбышев, и было тогда девочке 14 лет. Потихоньку полковые «родители» стали учить её военному делу. Ну, а затем направили в десантную школу, где, к слову, она познакомилась с Рубеном Ибаррури, сыном легендарной Долорес Ибаррури, с лётчиком Войцехом Ярузельским. Был в жизни и еще один знакомец у Александры Михайловны: английский лётчик Александр Уэрнер — не кто иной, как праправнук Александра Сергеевича Пушкина. Такое, видно, время было: легенда к легенде. Разумеется, лётчик тоже писал стихи. И они помещены в книге Ефремовича.

Вместе с Уэрнером Галенкова спасала советских ребятишек из пионерского лагеря буквально в первые часы войны — спешно грузили их в машины…

После десантной школы — разведшкола. Окончила её в звании сержанта, мастера парашютного спорта (на счету — 159 прыжков)… Награждена орденом Красной Звезды…

С Галенковой Ефремович познакомился — конечно же, тоже случайно — в Москве. Разведчица прислала ему вызов в Карловы Вары. И встретившись с ним там, отдала Ефремовичу свой военный архив — с тем, чтобы не пропал материал. Уникальные документальные записи, которые эта удивительная женщина стала делать только после войны — урывками… Получив от Галенковой этот материал, Ефремович работал с ним 20 лет! В том числе и как юрист. Ездил в Москву, бесконечно сидел в архивах, сверял даты, названия, имена…

Нельзя сокращать!

В 2005-м он закончил свою книгу. Вложил в её издание часть пенсии. Помогла и родная нотариальная палата. Запрос на книгу пришел из Америки, Канады. Библиотеке на Поклонной горе, в Музей вооруженных сил в Москве он подарил книжку, приобретя её на свои деньги. Тираж был небольшой, так что всем желающим не досталось.

За эту книгу Ефремович получил международный диплом. Её сегодня можно отыскать на просторах интернета. А замечательный руководитель «Радио Победы» Валерий Чупин, который знаком с Моисеем Исааковичем, даже пообещал мне подарить «живой» экземпляр.

Вы спросите, зачем же звонит мне бывший истребитель Ефремович? А вот не даёт ему покоя тот факт, что издатель, работавший над книгой, самостоятельно выкинул из неё ряд материалов. «Вынужден был сократить — денег не хватило! — оглушительно возмущается в трубке Моисей Исаакович. — А нельзя было этого делать! Там ведь вся правда о тех, кто фашистов громил, кто своим мужеством, своей честью заслонил нас от этой чумы! И про тюменцев там тоже много эпизодов было!» На этом месте — внимание нашим ветеранским организациям, у которых — знаем, знаем! — нет денег на издание книг, даже таких уникальных.

Ефремович давно уже подготовил дополнения к книге. Его мечта — увидеть новое издание книги при жизни. Без купюр!

Как сейчас живет Моисей Исаакович, 91-летний ветеран, инвалид Великой Отечественной 2-й группы? Живет где-то в Подмосковье, в деревянном неблагоустроенном доме. И всё у него отлично! Стационарного телефона у него нет, но периодически приезжает родственник и даёт звонить по сотовому «сколько угодно». А еще рядом живет медсестра на пенсии: если что — квалифицированная медпомощь обеспечена.

А недавно он получил письмо из Израиля, которое искало его почти полгода. Есть в Иерусалиме оливковая роща — знаменитая Аллея праведников (помните фильм «Список Шинд­лера»?), где к деревьям прикреплены таблички с именами людей, спасавших евреев во время трагедии Холокоста. Так вот, «в связи с 90-летием и выходом книги» Ефремовичу сообщили: в аллее посажено дерево с его, Моисея, именем!

В книге он действительно описывал, сколько людей было спасено. Хотя бы один эпизод: отряд Галенковой был послан в район концлагеря «Освенцим», где они сняли охрану у одного из бараков — и чудом спасли 92 ребенка в возрасте от 5 до 12 лет…

Ефремовича звали приехать в Израиль — но куда он, на инвалидной-то коляске? А вот в Тюмень, сказал мне недавно, — собирается! Очень надеется найти здесь спонсоров для своей книги.

Напоследок

Забыла сказать. Родился Моисей Исаакович 30 января 1926 года в Крыму, в Симферополе. В 1941 году окончил 8 классов. Началась война — эвакуировались в Семипалатинск. Получили комнату в подвале. Мать достала сена — спали на полу «с комфортом». Вышел указ: с 16 лет — на военную подготовку! А они с братом работали на обувной фабрике — с 6 утра до 6 вечера. Но указ есть указ: через полчаса после работы — в военкомат. Военные занятия до 12 ночи. Затем ужин — чёрный хлеб, чай. И немного сна. Ефремович занимался охотно. Рассказывает: «Я уже стрелял, рукопашным боем занимался. У нас же ОСОАВИАХИМ почти у всех был за плечами!»

Вскоре их «отобрали». Военком постановил: «В лётную школу». В самых песках Средней Азии… А дальше вы знаете.

Вероника Наумова 


Запись к нотариусу онлайн доступна на странице "Запись к нотариусу"