Тюменская областная нотариальная палата

Официальный сайт
625000, г. Тюмень, Ул. Софьи Ковалевской, 4 помещение 8.
тел./факс: (3452) 277-280, 277-500, e-mail: tonp@tonp72.ru
Схема проезда
Версия для слабовидящих

Нотариальный тариф

Тариф за нотариальное действие состоит их двух частей и определяется следующим образом:

Первая часть тарифа: 

- по статье 333.24. Налогового кодекса РФ - если законодательством для нотариального действия предусмотрена обязательная нотариальная форма;

- по статье 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате за совершение действий, для которых законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма

 НК РФ и Основы.docx 

Вторая часть тарифа: за услуги правового и технического характера.тарифы с 1 Июня 2018. 

Тюменская областная нотариальная палата разъясняет порядок взимания нотариусами нотариального тарифа

По вопросу взимания нотариусами денежной суммы за оказание услуг правового и технического характера необходимо учитывать, что нотариальная деятельность в Российской Федерации является особым видом юридической деятельности, которая осуществляется от имени государства, носит публично-правовой характер и связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц (статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате; далее – Основы).

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, осуществляют свою профессиональную деятельность на принципе самофинансирования. Согласно статье 23 Основ источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Соответственно, нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых является невозможным осуществление нотариальной деятельности, в частности, расходы на аренду (приобретение) помещения под нотариальную контору; содержание нотариальной конторы; финансирование трудовой деятельности работников нотариальной конторы, включая помощников и стажеров нотариуса; уплата обязательных платежей в государственный бюджет и государственные фонды; уплата профессиональных платежей, в том числе членских взносов; финансирование нотариального делопроизводства, включая расходы на содержание нотариального архива, являющегося государственной собственностью; расходы на приобретение программного обеспечения и оборудования, средств видеофиксации; финансирование изготовления, хранения, утилизации личных печатей, штампов, бланков; финансирование процедур, связанных с электронной подписью; финансирование получения платных документов и выписок, необходимых для совершения нотариальных действий в предусмотренных законом случаях; оплата обязательного обучения и повышения профессиональной квалификации; оплата обязательного страхования своей профессиональной деятельности; финансирование расходов, связанных с обеспечением технических условий для своевременного внесения в единую информационную систему нотариата сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации; и прочее.

Помимо обязательных, предусмотренных законом расходов, нотариус, занимающийся частной практикой, по своему усмотрению или по рекомендации нотариальной палаты финансирует и дополнительные (необязательные) расходы, которые в итоге могут положительно влиять на качество осуществляемой нотариусом деятельности (например, оплата подписки на научно-практические журналы, покупка автотранспорта, оплата охранных услуг).

При этом фактически единственным способом покрытия расходов, связанных с нотариальной деятельностью, являются денежные средства, полученные нотариусом в качестве оплаты нотариальных тарифов и возмездных услуг правового и технического характера.

Нотариальные тарифы (государственная пошлина) – обязательные платежи, взимаемые нотариусом за совершение нотариальных действий, подлежит государственному регулированию и являются едиными для всех нотариусов Российской Федерации.

Анализ ставок нотариального тарифа (государственной пошлины), установленных статьями 22 и 22.1 Основ и главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяет сделать вывод об их несоответствии фактическим затратам, производимым частным нотариусом при совершении нотариальных действий с учетом средней себестоимости последних.

Кроме того, частью четвертой статьи 22 Основ установлено, что льготы                   по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.

Между тем вопрос о компенсации нотариусам, занимающимся частной практикой, расходов, понесенных в связи с предоставлением указанных льгот, законодательством не урегулирован.

Основами законодательства РФ о нотариате предусмотрено взимание помимо нотариального тарифа платы за оказание услуг правового и технического характера, которая является одним из источников, позволяющих нотариусам финансировать свою профессиональную деятельность самостоятельно.

Из содержания статьи 15 Основ можно сделать вывод, что к услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них. Составление проектов документов в нотариальной практике является сложным, трудоемким интеллектуальным процессом, в ходе которого для достижения положительных результатов нотариусу требуется применить свои юридические знания и затратить значительное количество времени.

Также к услугам, составляющим правовую и техническую работу, относятся такие действия нотариуса, как редактирование проектов документов, представленных лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, розыск документов, составление соответствующих запросов, выполнение набора текста нотариального документа, перевод его                                      в машиночитаемый вид, если это необходимо для совершения нотариального действия, а также другая работа, не входящая в состав какого-либо нотариального действия.

Перечисленные действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением, при этом без осуществления таких услуг невозможно совершение нотариального действия.

Важно учитывать, что с 2013 года в регулирование нотариальной деятельности внесены масштабные изменения, которые значительно расширили компетенцию нотариата и возложили на нотариусов целый ряд дополнительных обязанностей, требующих существенных временных и финансовых затрат (Федеральные законы от 29.12.2013 №379-ФЗ, от 29.12.2014 № 457-ФЗ, от 30.03.2015 № 67-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 03.07.2016 № 332-ФЗ, от 03.07.2016 № 360-ФЗ и др.).

С введением в нотариальную практику новых нотариальных действий значительно увеличился объем дополнительных действий, представляющих                  по своему содержанию услуги правового и технического характера, совершаемые нотариусом в процессе удостоверения нотариальных документов.

В связи с отсутствием законодательного толкования понятия, содержания и объема таких услуг, их определяют, исходя из объема прав и обязанностей нотариуса, возложенных на него федеральными законами и нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации, в частности Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.2017 № 156 (далее – Регламент).

В частности, нотариусом в настоящее время совершаются такие действия правового и технического характера как, проверка полномочий лиц на совершение сделки путем направления электронных запросов                                       в государственные информационные системы; запрос информации из государственных реестров о наличии (отсутствии) сведений о банкротстве                        в отношении участников гражданских правоотношений, о правоспособности юридических лиц и статусе их органов и участников, о принадлежности недвижимого имущества; внесение всех данных о совершенном нотариальном действии в электронные реестры Единой информационной системы нотариата; изготовление скан-образов документов и внесение их в единую информационную систему нотариата и другие.

Следует отметить, что Регламент, как и иные нормативные правовые акты, регулирующие нотариальную деятельность, устанавливают минимальный объем выполняемых нотариусом обязательных процедур при совершении нотариального действия, что можно расценивать как элемент конституционной гарантии доступности квалифицированной юридической помощи, оказываемой нотариусом. 

Однако каждое нотариальное действие имеет свои материально-правовые и процессуально-правовые особенности, поэтому нотариус, являясь независимым в своей деятельности (статья 5 Основ), вправе самостоятельно решать какой именно объем услуг правового и технического характера необходимо оказать в целях квалифицированной нотариальной помощи при совершении конкретного нотариального действия.

Нотариальные акты в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обладают повышенной доказательственной силой: обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия. 

Соответственно, необходимые подготовительные действия нотариус обязан совершать независимо от того, готовится ли проект документа в нотариальной конторе или заявителем представлен самостоятельно подготовленный проект, поскольку при оформлении любого документа (изготовленного нотариусом или представленного заявителем) нотариус отвечает за его содержание и несет финансовую и дисциплинарную ответственность за его законность. Самостоятельная проверка заявителем проекта документа, даже при наличии у него юридического образования, не освобождает нотариуса от обязанности провести правовую экспертизу.

Таким образом, выполнение нотариусом работ правового и технического характера, являющихся неотъемлемым элементом нотариального действия, не может расцениваться как навязанные услуг, поскольку без данных услуг не возникает юридического последствия в виде итогового результата – удостоверенного нотариального акта.

Выполнение указанных действий правового и технического характера возложено на нотариуса Основами и нормативными актами, принятыми уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 332-ФЗ «О внесении изменений                     в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» в статью 25 Основ внесены изменения, согласно которым ежегодное установление обязательных для применения нотариусами размеров платы за оказание услуг правового и технического характера отнесено к полномочиям нотариальных палат субъектов Российской Федерации. 

Статья 30 Основ дополнена нормой о полномочиях Федеральной нотариальной палаты по утверждению порядка определения обязательного для применения нотариусами и экономически обоснованного предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера и ежегодному установлению предельных размеров платы за оказание нотариусами таких услуг для каждого субъекта Российской Федерации.

Необходимо принимать во внимание, что нотариусы осуществляют деятельность в различных субъектах Российской Федерации, которые отличаются по уровню экономического развития и уровню цен на аренду недвижимости, необходимые для работы нотариуса технические средства, бумагу и т.д. Исходя из этого, тарификация услуг правового и технического характера разработана Федеральной нотариальной палатой индивидуально для каждого субъекта Российской Федерации.

Нотариус при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера должен руководствоваться не только требованиями Основ, но и Порядком определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, утвержденным Правлением Федеральной нотариальной палаты, а также решением уполномоченного органа нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, котором установлены ставки размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера при совершении конкретных нотариальных действий.

Невыполнение нотариусом решений уполномоченного органа нотариальной палаты, касающихся взимания платы за оказание услуг правового и технического характера, является дисциплинарным поступком, за совершение которого пунктом 9.2.13 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации установлена дисциплинарная ответственность. 

Освобождение лиц, обратившихся к нотариусу за совершением нотариального действия, от оплаты оказанных нотариусом услуг правового и технического характера, является неисполнением решения органа управления нотариальной палаты и может повлечь применение к нотариусу мер дисциплинарного взыскания.

Следовательно, лица, обратившиеся к нотариусу за совершением  нотариальных действий (независимо от того, нотариус готовит проект документа или представляется готовый проект), не могут освобождаться от взимания платы за услуги правового и технического характера, поскольку оплата взимается нотариусом за предоставление нотариальной услуги в целом и включает в себя стоимость нотариального тарифа (в соответствии со статьей 22.1. Основ законодательства РФ о нотариате или статьи 333.24 Налогового кодекса РФ) и платы за услуги правового и технического характера, без выполнения которых невозможно совершить нотариальное действие.

Данные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой, например, апелляционным определением Московского городского суда                        от 10.05.2017 по делу № 33-14785/2017; апелляционным определением Свердловского областного суда от 11.11.2016 по делу № 33-19702/2016; апелляционным определением Свердловского областного суда от 08.11.2016 по делу № 33-19386/2016; апелляционным определением Ульяновского областного суда от 15.08.2017 по делу № 33-2922/2017; апелляционным определением Красноярского краевого суда от 26.07.2017 по делу № 33-9132/2017; апелляционным определением Юргинского городского суда Кемеровской области от 14.08.2009 по делу № 11-102/09; решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16.11.2016 по делу № 2-4844/16; решением Измайловского районного суда г. Москвы от 16.05.2017 по делу № 33-29249; решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 06.02.2018 по делу № 2-78/2018; решением Ленинского районного суда г. Кирова от 25.05.2017 по делу № 2-2544/2017 и рядом других судебных актов.


Запись к нотариусу онлайн доступна на странице "Запись к нотариусу"